FAQ Поиск Регистрация Профиль Закладки Войти и проверить личные сообщения Вход
НовостиСтатьиМузейФорумФотогалереяФайлыСсылки
Календарь 
База знаний 
 Быстрый статус 
:: документация (2) :: обзор (15) :: практика (2) :: теория (3) ::
:: Самые популярные :: Лучшие статьи :: Последнии статьи ::
 Самодельный вездеход 
Описание
Автор Alexnik Дата Пт 30 Мар, 2007 10:12 Тип практика
Ключевые слова
Категория Идеи и концепты
Посмотреть комментарии [65 - Опубликовать комментарий]
Просмотров 126969
Самодельный вездеход



Идея собрать внедорожник у меня появилась ещё несколько лет назад, но тогда я ещё понятия не имел, как и из чего буду делать. Были лишь примерные наброски "в уме". Ездил я тогда на "Волге" 74 года; надо сказать - машина очень выносливая и практичная; но досталась мне уже с "убитым" кузовом. И вот однажды, на какой-то лесной кочке, я услышал сзади удар и, заглянув в багажник, обнаружил внутри конец рессоры с серьгой, который проломил "сгнивший" лонжерон. Тогда я понял, что "час пробил", и работа закипела.

Изначально были изготовлены колёса. Резину 15,5/65-18 от птс-6 я подобрал на свалке ещё в 95-ом (благо тогда свалок этих было не счесть!) и после небольшого ремонта и покупки новых камер она благополучно отходила на моей первой "самоделке" тысячи километров (но это другая тема). Были куплены новые УАЗ-овские диски, на них наварены посадочное кольцо от ИЖа и шпильки для крепления ответной части (колесо разборное), также сделанной из ИЖ-евского обода.

Колёса установил на мосты от УАЗа, затем сварил раму и установил её на мосты. Конечно не всё получилось с первого раза, приходилось подгонять и переделывать. Рама изготовлена из натурального швеллера №12, что при небольшом весе (около 200 кг) придаёт отменную жёсткость. Кузов от "Волги" также закреплён на раме без резиновых амортизаторов что хоть и несколько повышает шум в кабине, но придаёт конструкции дополнительную прочность.

Подвеска: задняя - 10-листовые УАЗ-овские рессоры, дополнительно усиленные Волговскими пружинами; передняя - несколько сложнее, рычажно - пружинная. Амортизаторы везде штатные Волговские.

Доработаны и сами мосты: установлены кулачковые самоблокирующие дифференциалы; в переднем кроме того, стандартные ШРУСы заменены на т.н. "безшаровые", имеющие больший допустимый угол поворота; а также усилены разъёмные соединения.

Рулевой механизм применён от КамАЗ-5320, насос ГУРа - от ЗИЛ-130. Кроме насоса, на двигатель был дополнительно установлен второй генератор для питания 24 - вольтовой лебёдки. В качестве двигателя лебёдки использован доработанный стартёр от "Урагана". Разумеется, был установлен и второй аккумулятор. Кстати оба они вынесены из подкапотного пространства в заднюю часть машины.

Машина была готова (в первоначальном виде) весной 2003 года, официально зарегистрирована осенью того же года. Двигатель изначально стоял Волговский 24Д, затем (замучившись каждый месяц ремонтировать сцепление) поменял на УМЗ-417. КПП на обоих движках стояла УАЗ-овская, с постоянно включенной пониженной передачей в раздатке. Собственно раздатка - от ГАЗ-69, затем (и до сих пор) от "Нивы". Вопреки опасениям, ненормальный для неё крутящий момент она выдерживала.

Проходимость машины порадовала: при весе гружёного УАЗа площадь опоры превышает тот же показатель ГАЗ-66, дорожный просвет так же больше. Однако главным и весьма существенным "минусом" бала низкая надёжность двигателя, из-за которой я неоднократно попадал в неприятные ситуации. Тут и поломка шестерни распредвала, почему-то изготовленной из текстолита (неужели сталь экономили???) посреди центральной улицы города (вызывал эвакуатор); и отказ в глухом лесу НОВОГО (!) бензонасоса, диафрагма которого оказалась "изготовлена" чуть-ли не из презерватива (установил на крышу "капельницу" из канистры), да и многое другое...

И вот главное на настоящий момент "обновление": весной 2005 года я приобрёл контрактный Тойотовский силовой агрегат: двигатель 1G-GZE "SuperCharger" мощностью 170 л.с. с коробкой - автоматом. Двигатель - двухлитровая рядная бензиновая "шестёрка" с механическим турбонагнетателем, т.е. приводится не выхлопными газами, а ремнём от самого двигателя. Такая конструкция гораздо надёжнее, особенно для внедорожника, хоть и имеет несколько больший расход топлива. Установка его потребовала значительных изменений в конструкции передней части кузова (было удалено всё "лишнее"), а также установленадублирующая система выпуска (ранее стояла одна - под правым передним крылом, что видно на старых фотографиях).

Результат превзошёл мои лучшие надежды - из "ленивой коровы" вездеход превратился в этакого весьма резвого "монстрика". Максимальная скорость выросла с 50 до 90 км/ч (правда вызвала необходимость балансировки колёс), возросла и динамика разгона.

Вместе с тем, естественно, возникла новая проблема: опасение за прочность трансмиссии. В планах у меня - заменить раздатку и мосты на более "серьёзные", изготовить новую приборную панель, ну и завершить работы внутра кабины...
  

 Пользовательские комментарии 

Добавлено: Вт 07 Фев, 2006 13:07    Заголовок сообщения

Вездеход несомненно интересный. Здорово, что кто-то при всем разнообразии "магазинных" образцов все еще занимается самоделками.
Хотелось бы узнать как автор прошел путь регистрации своего творения в ГИБДД или органах Гостехнадзора.
Чем сейчас считается его средство автомобилем или самоходной машиной?
Некоторое время назад пытался поставить (уточню законно поставить) дизельный двигатель на автомобиль ЛуАЗ 969М и ничего не получилось. Думаю что у Александра возникли схожие проблемы.
Александр 2 Гость
Добавлено: Вт 07 Фев, 2006 23:17    Заголовок сообщения

Совершенно верно. Нехочется и неприятно вспоминать все "проблемы" регистрации, т.к. они в своей сути надуманны и не имеют ни малейшего отношения к "безопасности дорожного движения".
Сначала я конечно пытался зарегистрировать машину в ГИБДД, но после многочасовых "обиваний порогов" я понял, что это нереально. Несмотря на это, и пользуясь случаем, выражаю БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ СОТРУДНИКАМ ГИБДД г.ТЮМЕНИ, проявившим нормальный интерес и содействие в меру законных возможностей, для решения моей проблемы. И особенно тем ребятам, кто непосредственно этим занимался ( ГАИ Центрального р-на и ОР Областного) !
Проблема - законодательного характера - т.н. "требования к самодельным автомобилям", придуманные некими деятелями советских времён в 80-х годах, и действующие и поныне... Ограничение по габаритам (длина н.б. 4,7 м; ширина н.б. 1,8 м) сразу поставило "крест", т.к. сама машина "Волга" превышает эти габариты, а значит самоделка на её основе не имеет права на законное существование.
Зарегистрирована в Гостехнадзоре как "самоходная машина". Единственное ограничение - скорость - не должна превышать 20 км/ч. Ну поставил электронный ограничитель, по городу еду 20. А в лесу - скока надо, кто меня там остановит ? Правда с апреля 2005, я слышал, и Технадзору запретили самоделки регистрировать. ВООБЩЕ ЗАПРЕТИЛИ ! И хотя этот запрет и не имеет "обратной силы", всё равно обидно ! Думаков этих, блин, самих надо запретить...
Вообще я регистрировал, т.к. живу в городе и мне НЕОБХОДИМО выехать / въехать. А если жить и держать машину в деревне, то эта вся канитель нафиг не нужна.
Володя
Добавлено: Ср 08 Фев, 2006 17:01    Заголовок сообщения

Сегодня разговаривал с главным инспектором Гостехнадзора по Нижегородской области. Дело не в том, что совсем запретили. Получилось как все получается в нашей стране. Гостехнадзору запретили регистрировать машины не соответствующие требованиям, а эти самые требования разработать забыли или не успели. Появился правовой вакуум. Вопрос отнюдь не единичный. В деревнях каждый второй трактор самоделка. Железа оставшегося от колхозов по гаражам еще много, людей с руками тоже хватает. Инспектор обещал, что через пару месяцев Москва выдаст необходимые диррективы и можно будет регистрировать самоделки на законных основаниях.
А пока можно купить документы на списанный вездеход производства маленького заводика и собрать под это дело машину.
Александр
Добавлено: Ср 08 Фев, 2006 21:14    Заголовок сообщения

Ну чтож, это обнадёживает... только как бы эти требования не перекрыли весь "кислород". Я имею ввиду ограничения по удельной мощности, габаритам и колёсной формуле. А то ведь, кстати в тех "требованиях к самодельным автомобилям", ещё додумались ограничить удельную мощность не боле 50 л.с. на тонну; а также "разрешено" конструировать только двухосные машины (совершенно непонятны мотивы !). А в требованиях к самодельным тракторам запрещено делать шарнирную раму (ну как у "Кировца" например) ! У меня вот постройка амфибии намечается, хотел делать трёхосник. Соберу-то я его в любом случае, независимо от "разрешения", а вот ездить как? Нелегально ?Вобщем, поживём - увидим. Надеюсь на благоразумие законодателей.
Володя
Добавлено: Пт 10 Фев, 2006 12:05    Заголовок сообщения

По поводу шарнирной рамы думаю определенный резон запрещать был. Несколько лет назад ЗАО "Транспорт" выпускала вездеход на шинах сверхнизкого давления с ломающейся рамой. Называлась ТТМ 2902 с двигателем от 2108, и чуть раньше 2901 с движком от Оки. Ощущения от поворота немного странные.
фото ТТМ 2902
Image
А трехоска штука интересная улыбка . Сам мечтаю сотворить шестиколесник с бортовым способом поворота.
Александр
Добавлено: Пт 10 Фев, 2006 19:34    Заголовок сообщения

Ухты, интересная тачка ! Насчёт шарнирной рамы - у такой конструкции есть существенное преимущество перед другими, а именно: отличная приспосабляемость машины к рельефу. Запрет на мой взгляд абсолютно неправомерен; правильно было бы просто контролировать качество и надёжность изготовления этого узла, как например делается это в отношении тормозной и рулевой системы самоделок (я например применил исключительно заводские детали, и при регистрации проблем не возникло). А субъективные ощущения водителя - это вообще дело привычки.
Кстати по трёхоснику у меня пока две схемы: с четырьмя управляемыми колёсами (передние и задние), т.е. по-просту будут применены два "передних" моста и один "задний" - посередине; и с "бортовым" поворотом, но совершенно другого принципа. Управление должно реализовываться не притормаживанием колёс одного борта, а сложением/вычитанием крутящих моментов, раздельно для каждого борта. Это даст более высокую манёвренность, в частности разворот "на месте" вокруг центра машины, а не центра борта, и это при отключенной ходовой трансмиссии, т.е. простым поворотом руля. И кроме того более высокий КПД. Реализация второго варианта конечно же сложнее, но думаю что оно того стоит. Я хотел бы обсудить эту тему подробнее, если конечно интересно кому-то,- может кто делал что-то подобное, или просто ваши мнения.
Володя
Добавлено: Вт 14 Фев, 2006 15:23    Заголовок сообщения

С управляемыми колесами не видел, а вот с раздельными моментами на каждый борт (правда не машина, а ходовой макет) в Нижегородском политехе имел место быть. Ведущим конструктором этой разработки был Всеволод Андреевич Масленников. На аппарате стояло два двигателя ЗМЗ-53 в корме и в носу- идеальная развесовка. Привод осуществлялся на каждый борт отдельно. В мою бытность студентом научный руководитель дипломного проекта Беляков В.В. с жаром рассказывал о сравнительных испытаниях макета и БТР-80. БТР проиграл поединок почти по всем параметрам.
Александр
Добавлено: Вт 14 Фев, 2006 19:36    Заголовок сообщения

я вот думал так сделать: один движок и две трансмиссии: ходовая и маневровая.
Ходовая: кпп (желательно автомат), далее главная передача с обычным (неблокируемым) дифференциалом, от которого работают две группы (правая и левая) бортовых передач.
Маневровая: примерно 10-25 % мощности двигателя отводится к бесступенчатому реверсивному вариатору, который крутит ещё один дифференциал, ведомые (выходные) валы которого жёстко связаны с валами ходового дифференциала; причём: один (ну пусть например правый) без реверсирования, а второй - соответственно с реверсированием. И ещё: на ведущем валу маневрового дифференциала установлен тормоз.
Я надеюсь Вам понятна белиберда, которую я написал? улыбка смех замешательство голливудская улыбка
Теперь о том, как это должно работать.
1 прямолинейное движение вперёд/назад. В ходовой кпп включена соотв передача, ведущий вал маневровой трансмисии ЗАТОРМОЖЕН. Т.е. это равносильно принудительной блокировке ходового дифференциала, и все колёса машины вращаются синхронно в ОДИНАКОВОМ направлении.
2 разворот на месте. В ходовой трансмиссии включена нейтраль либо (для акп) парковка. Поворотом руля заставляем крутящий момент от движка вращать вариатор маневровой трансмиссии (в правую либо левую стороны), при этом колёса левого и правого бортов вращаются синхронно в ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ направлениях.
Обращаю внимание на важный момент: в обоих режимах все колёса вращаются СИНХРОННО, т.е. какая-либо пробуксовка невозможна.
3 изменение направления движения. При этом происходит сложение/вычитание
крутящих моментов на ходовом и маневровом дифференциалах; т.е при например повороте вправо добавляется на левый борт, а на правый уменьшается, при повороте налево - соответственно наоборот.
Всё просто, не правда ли ? улыбка
Володя
Добавлено: Ср 15 Фев, 2006 16:49    Заголовок сообщения

Попробовал нарисовать улыбка , идея мне понятна.
Машины с такой трансмиссией пока не встречались.
Спорные вопросы конечно есть.1. Например целесообразность применения на самоделке управляющей трансмиссии. Гораздо проще применить аналог фрикционов бортового поворота (фактически стандартные тормозные элементы в паре с дифференциалом). Конечно при такой схеме нельзя будет развернуться на месте. А часто ли нужны такие повороты?
2. Для осуществления бортового поворота-разворота требуются значительные усилия и 25% мощности может не хватить.
3. замешательство в моем исполнении схеме вашей трансмиссии для достижения работоспособности не хватило одной муфты для вариатора (если конечно рассматривать его как аналог КПП)
Александр
Добавлено: Ср 15 Фев, 2006 19:22    Заголовок сообщения

3 Ну да, я же так приблизительно обрисовал. Муфта+вариатор, либо АКП с гидротрансформатором (ну хоть от япоши например, использовать з.х. и 1 при условии, что их числа одинаковы или близки). Конечно надо покумекать, как грамотно сделать управление этим от привычной нам всем "баранки".
2 я думаю такой доли мощности вполне достаточно; ведь скорость вращения колёс при развороте невелика, значит необходимый крутящий момент можно получить при относительно небольшой мощности. Я неслучайно говорил про АКП - в их конструкции это уже заложено.
1 целесообразность - этож вопрос многогранный... конечно стоимость изготовления будет гораздо выше , чем с фрикционами. Зато стоимость эксплуатации - ниже: не надо регулировать и менять накладки, а лишь применять качественные трансмиссионную жидкость и фильтр для АКП. Ну и собственно манёвренность: пусть редко, но вдруг пригодится ! Это как лебёдка - проехал несколько тысяч км по лесам-полям, а использовал всего пять-шесть раз. Зато каждый раз, вытянув из "западни", благодарил мысленно себя за предусмотрительность, а стартёр СТ-701 за выносливость одобряю
Александр
Добавлено: Ср 15 Фев, 2006 19:45    Заголовок сообщения

Кстати вот ещё что: может кому пригодится ! Просто забыл написать про это сразу, когда про вездеход рассказывал. Установив силовой агрегат Toyota, я сразу же столкнулся с проблемой перегрева рабочей жидкости АКП, что конечно, и следовало ожидать: ведь сопротивление движению значительно выше, чем у простой "легковушки", даже на пониженной передаче в раздатке. Конструкцией АКП предусмотрено охлаждение, для этого имеются два штуцера, а на автомобилях ставят "радиатор" - кусок металлической трубки. Так поступил и я, однако, как уже говорил, этого оказалось недостаточно. Проблема была решена установкой оребрённого радиатора (кажется от старого кондиционера) и электровентилятора принудительного охлаждения. Система не подводила даже в 35-гр. жару при частых буксованиях в болотинах.
Александр
Добавлено: Ср 15 Фев, 2006 20:52    Заголовок сообщения

Я отправил Вам ещё три фотографии (прошу прощения за качество). Это вид лебёдки и радиаторов охлаждения. Для охлаждения двигателя использованы два параллельно соединённых радиатора ВАЗ-2108 со своими электровентиляторами и датчиками включения. Кроме того, перед обоими радиаторами установлен центральный электровнтилятор (от старой BMW) , также с отдельным термодатчиком. Всё это было смонтировано сразу же, и никаких нареканий на её работу у меня не возникло. При температуре +35 и движении по пашне, почти всегда работает один (реже оба) боковых вентилятора, центральный включается редко. При температуре ниже +5 при движении 20-30 кмч по любой местности, ни один вентилятор не включается.
Alexnik
Добавлено: Чт 16 Фев, 2006 13:35    Заголовок сообщения

Лебёдка
Image
Радиатор
Image
СОД
Image
Влад
Добавлено: Чт 16 Фев, 2006 16:40    Заголовок сообщения

а кулеры кампутерные смех
Александр
Добавлено: Чт 16 Фев, 2006 17:02    Заголовок сообщения

Так и думал, что прикалываться будут... смех тем не менее со своей задачей они справляются, шума лишнего не создают и ток небольшой (где-то 1 ампер на все).
Александр
Добавлено: Чт 16 Фев, 2006 17:13    Заголовок сообщения

Кстати вот ещё Вам повод пошутить: на машине предусмотрена возможность запуска двигателя рукояткой тащусь тащусь тащусь вдруг стартёр в глухомани какой-нибудь откажет...
Володя
Добавлено: Пт 17 Фев, 2006 09:46    Заголовок сообщения

А вот это как раз не повод... обеспечение живучести вездехода путем дублирования различных систем дело святое.
Однажды выпивали, как водится у приятеля в гараже. В углу этого гаража среди хлама притаился дизельный мотор с какой то военной техники времен второй мировой. Так вот: на этом раритете предусмотрена возможность ручного запуска (а объем движка литров семь подмигивание ) Конструктивно все примитивно- вручную раскручиваем кривошипный вал, который через мультипликатор и обгонную муфту соединен с маховиком приличного размера, затем раскрученный до нужных оборотов(показывается центробежным указателем) маховик вводим в зацепление с коленвалом двигателя. Такой игрушкой можно завести машину даже на передаче.
Иногда мы идя вперед по пути прогресса начисто забываем то что придумали деды. Недавно был в ГАЗовском музее. Представляете какова конструкция тормозов управляемых колес на автомобиле 1932 года выпуска. В то время не было ни тросов ни тем более гидравлических приводов. Сплошные рычаги, коромысла, тяги. Потом вспомнилась современная бурилка с кучей рукавов высокого давления лопающихся на 50-ти градусном морозе и не очень приятные ощущения от необходимости все это чинить.
kamchatka
Добавлено: Вт 14 Мар, 2006 05:29    Заголовок сообщения Самодельный вездеход

Привет создателям KRPB.RU. Я как то уже спрашивал у вас что то. Что именно не помню, помню только что ответ получил и он меня устроил.
В этот раз хочу у Вас поинтерисоваться, не могли бы Вы дать или посоветовать где взять более менее подробные жертежи самодельных снегоболотоходов. Желательно с лом. рамой. У нас на Камчатке только на такой можно ездить на охоту и рыбалку. За ранее благодарен, Вадим. Мой E-mail polyostrov2005@yandex.ru
Володя
Добавлено: Пн 20 Мар, 2006 11:12    Заголовок сообщения

Доброе время суток!
Только что приехал из командировки по Васюганскому региону (граница Томской области и Ханты-Мансийского АО). Переезжая через Обь сфотографировал самоделку, как раз из разряда с ломающейся рамой. С удовольствием их выкладываю.

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Двигатель от Иж-планеты впереди, привод цепью на маховик съагрегатированный со звездочкой непосредственно на переднем мосту, а оттуда карданом через узел шарниров ПСУ на задний мост. Крестовины кажется Нивские. Тормоз на заднем мосту (как ручник на ГАЗ-51), выполнен из одного тормозного барабана легкового автомобиля. Говорят, что сотворил это чудо местный рыбак.
К сожалению не знаю даже его имени. Охранники с переправы сказали, что вездеход весьма активно эксплуатируется и достаточно шустрый.
kamchatka
Добавлено: Пн 03 Апр, 2006 06:04    Заголовок сообщения

Спасибо за фотки. Нужен совет по поводу сборки колеса для пневматика, т.е. диска и покрышки. Нашёл интересную статью в М-К №1 от 2004г. Из двух дисков от ГАЗ-66 можно получить один на пневматик. Там же говорится, что из покрышки от Краза-болотника можно вырезать покрышку на этот диск. Правда я не совсем понял как это сделали. Если есть инфа на эту тему, быду рад, если поделитесь. [help]
Часовой пояс: GMT + 4
На страницу: 1, 2, 3, 4  далее 
Посмотреть комментарии [65 - Опубликовать комментарий]

 Перейти:   

Powered by Knowledge Base, wGEric ©2002 PHPBB.com MOD
This script (Knowledge Base - MX Addon v. 1.03e) is modified by Haplo



Rambler's Top100 Самодельные вездеходы, снегоболотоходы, болотоходы на шинах низкого давления
Часовой пояс: GMT + 4

Board Security

23591 Attacks blocked
Powered by phpBB2 Plus