FAQ Поиск Регистрация Профиль Закладки Войти и проверить личные сообщения Вход
НовостиСтатьиМузейФорумФотогалереяФайлыСсылки
Календарь 
База знаний 
 Быстрый статус 
:: документация (2) :: обзор (15) :: практика (2) :: теория (3) ::
:: Самые популярные :: Лучшие статьи :: Последнии статьи ::
 Техникопрозаический дневник 
Описание Сахой по ТТМке или 2023.2 км по бассейну реки Индигирки
Автор Alexnik Дата Пт 30 Мар, 2007 09:11 Тип обзор
Ключевые слова
Категория Экспедиции и путешествия
Посмотреть комментарии [1 - Опубликовать комментарий]
Просмотров 11553
Техникопрозаический дневник
Сахой по ТТМке или 2023.2 км по бассейну реки Индигирки

Посвящается ЗАО "Транспорт"
Если кто то увидит камень, летящий в свой огород, уверяю вас, брошен он не со зла и летит он не в ваш, а в наш с вами общий огород. Вы можете встретить его с открытым забралом, а можете, ехидно хихикая, спрятаться за холодную, ироничную маску равнодушия.




10.07.04

По сути путешествие наше началось задолго до первой записи в этом дневнике. Дополнительная комплектация машины - это рабочий момент, и он остался в транспортных бумагах. Поэтому я не буду заострять на этом внимание, а вот погрузка в транспортный самолет Ан-12 - это отдельная история.
Начну с того, что даже в этом сложном и ответственном деле нашелся человек, который смог ободрать бедную "Аэрогеологию" на 5000$. Первая задача, которую пришлось решать - это подгонка размеров ТТМ под грузовой отсек самолета. По ширине машина входила с запасом по 200мм с каждой стороны, а вот по высоте не проходила. После долгих и мучительных консультаций, проб и ошибок выход был найден достаточно банальный. Мы просто вытащили все торсионы из труб и клиренс упал с 400мм до 200мм. Естественно прежде попросили КБ сделать расчет на скручивание трубы балансира и результаты приятно порадовали запас: прочности оказался в два раза выше прилагаемой нагрузки. Единственное, чем пришлось пожертвовать - это двумя задними отбойниками: их просто раздавило. Убрали тент и задом с трейлера с помощью лебедок, установленных на борту самолета, затащили ее в грузовой отсек. При этом по трапам расстелили гусеницы, чтобы уменьшить давление на очень дохленькие четыре алюминиевых пальца крепления трапов к борту самолета и чтобы четыре катка с давлением на грунт по 1500кг на каждый не раздавили очень тонкий, а в некоторых местах даже протертый до дыр настил трапа. Четыре человека с антиоткатами подстраховывали движение машины, а двое с деревянными упорами 200х200х1500 следили за состоянием соединения трапов и борта. Машина вошла с запасом, но хочу отметить, что пассажирский вариант ТТМ-3902 в грузовой отсек АН-12 не войдет однозначно. К сожалению мне не удалось заснять на пленку эту удивительную авантюру (запретила служба БП аэропорта Н. Новгорода). Вездеход не должен был заехать в самолет, он должен был упасть на взлетную полосу, но человеческий фактор не смотря на неработающую электрическую часть одной лебедки, отсутствующий тельфер и одноразовые трапы победил!!!

11.07.04

Перед взлетом, чтобы сбалансировать перепад атмосферного давления (полет походил на высоте 7000м над уровнем моря), открыл пробки топливных баков, крышку радиатора системы охлаждения двигателя и по инерции пробку бочка омывателя ветрового стекла. Не пришло в голову открыть крышку для залива масла. Зато попросил экипаж включить во время полета отопление в грузовом отсеке, побоялся, что вода, залитая в систему охлаждения, замерзнет.
Во время первой посадки в Радужном Тюменской области с удивлением обнаружил, что воды в радиаторе нет. Заглянуть в лодку не могу: в кабине стоят ящики с ЗиПом. Поэтому количество пропавшей воды попробую определить путем доливания ее в систему.

12.07.04


Сидим в Хатанге (Красноярский край) уже 14 часов - из Депутатского не дают техническую годность аэродрома.
В 3:30 телефонограмму получили и сразу же вылетели. Летим вдоль берега Северного Ледовитого океана. На берегу лежит лед, он в этих местах вообще не тает. На земле местами лежит снег. В Депутатском ночью температура была +10.

13.07.04

Подлетаем. Вокруг аэропорта горы. ВПП очень короткая, причем покрытие из мелких камней и никакого бетона. Очень сильный удар о землю: все, что закреплено не было полетело на пол. Командир потом сказал, что по другому здесь на таком самолете не приземлишься.
Выгружали ТТМ по той же схеме, что и загружали, с той лишь разницей, что трапы опустили прямо на землю, уменьшив угол подъема двумя полутораметровыми трапами. Поставили торсионы, гусеницы. Посмотрел отбойники - ничего страшного не увидел, только краска отлетела.
Когда самолет взлетел, вездеход, стоявший около полосы, я не узнал: он стал серым от пыли.
Поехали на перевалочную базу в Депутатском. В этот день ничего больше не делал. Запер машину, помылся в бане, пошел спать.

14.07.04

До обеда облазил всю машину. Сильно провисли гусеницы, хотя от аэропорта до Депутатского всего 10км. Хода механизма натяжения осталось совсем немного. Если дело дальше пойдет также, боюсь скоро придется выкидывать трак, а пальцев в запасе только 11 штук (один палец испортил, когда одевал гусеницу). Остальное все в норме.
Во второй половине дня начали собираться в дорогу.

Перегон до ручья Пологий (место на хребте Чержского, где будет базироваться лагерь) составляет 100км. Местные охотники были там 2 года назад. Разложил инструмент, запасные части, загрузили 5 штук 200-литровых бочек с соляркой, залили полные баки. С нами поедет еще один вездеход ГАЗ-71 - будет показывать дорогу. Совсем забыл: приварили кенгурятник.

15.07.04

8:00. Тронулись, на одометре 60 у.е. 1,5 т груза и меня с помощником Толей ТТМка несет на своем борту довольно резво. На борту ГАЗухи только навигатор да два члена экипажа. Километров 10 ехали по болоту, потом заехали в лесотундру. Хорошо, что приварили трубу, некоторые деревья приходиться валить машиной.
Трос со штатного места убрали, чтобы не потерять, но была еще одна более веская причина. Пару раз зацепился за скобы крепления троса. Чтобы не получить более серьезную травму, эти держатели срезали, а трос убрали в другое место. В грузовом отсеке между коробами для механизмов натяжения есть ящик с крышкой и в нем между трубой балансира и полом есть чудесная щель, в которую этот трос и сунули, а чтобы он не пролетел дальше в лодку к поперечине фаркопа приварили крепление для петли. Кстати, там же великолепно разместились цепи самовытаскивания, домкрат, трос для одевания гусениц, баночка с циатимом и пора больших накидных ключей.
Это все хорошо, но на дороге появился первый брод, а дальше горы. В районе Мать-горы понесли первые потери. Резко упало давление в системе смазки двигателя, на одометре 125 у.е. В лодке масло, все ясно, полез искать утечку. Когда нашел, под ложечкой неприятно засосало, текло из маслоподающей трубки турбокомпрессора. Все, хана турбине, в патрубке интеркулера масло. Заменили турбину, долили масло, поужинали, легли спать.

16.07.04

До поисково-разведывательного лагеря на Пологом добрались к обеду. На все про все два часа. Разгрузились, пообедали, поехали обратно. Гусеницы растянулись так, что назад с поворотом ехать нельзя. Зубцы венца наезжают на трак. И вообще, получается, что гусеницы РМШ нужно натягивать гораздо сильнее, чем гусеницы с металлическими пальцами.
Приехали рано утром 17.07.04 Из последних сил помылись в бане, выпили чаю. (Пробег 226 у.е. ; 28м/ч ; за 166 у.е. 280литр ДТ)

17.07.04

Проснулись только после обеда. Помыли ТТМ, выкинули по одному траку с каждой стороны, набросали тряпок в лодку, чтобы впитали разлитое масло. На правом катке ленивца изнутри начало выкусывать бандаж.

18.07.04

Целый день подтирали сопли. Поменяли прогоревшую прокладку между турбиной и коллектором, выкинули пропитанные маслом тяпки из лодки, подключили блок питания к спутниковому телефону.

19.07.04

Утром на термометре было + 40 . Романтика стала какой-то маленькой и невзрачной. А от бесед с местными вездеходчиками стало совсем жутко. Очень многое, а порой и сама жизнь зависит от надежности техники, поэтому все лишнее, с их точки зрения, стараются убрать (турбина, мультипликатор и т.д.) сколько людей столько и мнений, а мнение намертво срослось со средой обитания человека.
От буксирных крюков до первой пробки приварили лист железа толщиной 4мм. Реки все мелкие (если нет дождя) с каменистым дном, можно налететь на огромный валун.
Загрузили 1т солярки, залили баки, упаковались завтра опять на Пологий.

20.07.04

Тронулись в 11:00. Ждали, что с нами поедет второй вездеход (наемный ГТТ). Вездеход пригнали и куда-то пропали. Тянуть с отъездом больше нельзя, поэтому поехали одни.
На 249у.е. педаль газа потеряла всякую способность сопротивляться поступательным движениям моей правой ноги. Открываю капот - так и есть. Пружина оттяжки привода газа отсутствует на своем рабочем месте.
252у.е. кончилась солярка в левом переднем баке. Странно, проехали всего 20км. Вынул щуп - 60л. Через 1 час солярка появилась снова. Мелочь, а Аулов косится. Когда вечером из половины правого переднего бака солярку раздуло до полного, мы уже весело щебеча перестали обращать внимание на такие мелочи.
264у.е. Так сильно зашумел мультипликатор, что со склонов гор разбежались все горные бараны, значит на ужин сегодня опять тушенка.
279у.е. Остановились для выхода на связь, заодно подтянули гусеницы. Такое впечатление, что траки тоже резиновые.
299уе. Ура! Мультипликатор сдох. Я в том смысле, что ведет себя как покойник тихо. Через 12 часов в пути прибыли на Пологий. Пройдена 81у.е.

21.07.04

Подъем в 7:00. Завтрак в 7:30. Поехали в лес за дровами. Целый день пилили и возили. Хорошо, что лес недалеко - на другой стороне речки.
Вечером ездили на рыбалку за хариусом. Дорога сделана из больших камней, покрытых бегущей водой. Иногда камни такие большие, а вода такая высокая, что приходится выбираться из русла на террасу через полутораметровые промывы и сорокоградусные подъемы и также спускаться обратно.
Рыба уплыла, мясо убежало. Опять всех распугал мультипликатор. Вообще он живет какой-то своей жизнью. Хочу шумлю, хочу не шумлю. Впору вскрывать и изгонять из него злых духов.
Нужно что-то делать с технологией окраски. На лобовых стеклах очень тонкий, в пасмурную погоду невидимый налет оранжевой краски. Но когда солнце светит спереди, приходится высовываться из бокового окна, чтобы увидеть куда едешь. А ситуация на дороге меняется очень быстро, как в городе в плотном потоке. Можете себе представить, как это неудобно.
Заглядывал в инструкцию по эксплуатации, открыл для себя кое-что новое. Я думаю если бы автор это увидел то удивился бы тоже.

22.07.04

Куда только судьба меня не заносила, но в таком месте свой День Рождения я встречал впервые.
Повез геологов на маршрут. Задача этой экспедиции не только поиск, но и разведка подъездных путей к месторождениям золота. Его здесь очень много. Вчера Илюха намыл прямо на территории лагеря несколько золотых знаков. Всем лагерем рассматривали их через увеличительное стекло.
Ну, так о Дне Рождения. Забрались по руслу ручья Звонкий прямо в его исток. Пока поднимались, было не страшно, а когда азарт прошел и мы оглянулись назад, мне стало ужасно жалко себя. А как дошло, что нужно еще разворачиваться и спускаться, стало жалко и машину. Большие, острые камни, огромный крен, машина практически не управляема. Тащит боком по этим отвалам. Одним тормозом вездеход не удержать. Не справился, двигатель заглох на задней передаче. Держу только на скорости и тормозах. Что-то выключаю, ТТМ начинает катиться. Не могу запустить двигатель. Правда один раз он завелся на задней передаче, хотя машина при этом катилась вперед. Открыл дверь, думаю все - надо выпрыгивать. Да еще зуб стал наезжать на беговую дорожку. Решил, если гусеница на место не встанет, выпрыгну, пусть дальше едет без меня. Предательство, конечно, но у меня же сегодня День Рождения. Не хочу, чтобы он превратился еще и в День смерти. Сильный щелчок- гусеница на месте. По сантиметру, медленно-медленно доскреб до того места, где машина удерживалась на одной передаче. Вышел, покурил, завел двигатель, дальше пошло легче. Уф, пронесло! Все сиденье мокрое, можно отмечать второй День Рождения.
Начальник партии скромно отметил: "Машина, конечно, ведет себя достойно".

ЗАТО Я ВИДЕЛ, ГДЕ РОДЯТСЯ РЕКИ!


23.07.04

Целый день готовили дрова. Связывали тросом бревна и таскали в лагерь. Бегло, скорее по привычке осмотрел ТТМ. Все, кажется, в порядке: ремни, масло, катки, траки и т.д. Завтра едем обратно в Депутатский.

24.07.04

Путешествие в Депутатский началось довольно весело. Через 1км пути (надо заметить, что 1км пути по этим направлениям я бы приравнял к 150км на нашем полигоне) упала стрелка тахометра. Я сначала не сообразил в чем дело, а когда стала подниматься температура в системе охлаждения, а стрелка вольтметра поползла к нулю, остановил машину. Ремня не нашел, только жалкие лохмотья намотанные на шкивы, да маленькие кусочки резины в лодке. Поставили другой ремень. Для этого пришлось разгружать половину грузового отсека. Поменять генераторный ремень через крышку из салона смог бы наверное только Саша Зотов (надо будет у него спросить). Дальше больше. Через 40у.е. опять пропала зарядка. Ремень на месте, тянем до упора, зарядки все равно нет. Стоим в тундре на болоте, комары как мамонты, ничего не боятся. Решили ехать до речки, благо она уже рядом. Знакомые погрузочно-разгрузочные работы, и через 40 минут мы можем двигаться дальше, моля о том, чтобы этот ремень был из другой партии. До Детутатского 40км, а ремень в запасе остался только один. Неприятное ощущение, надо вам заметить. Слава Богу , 25.07.04 мы на месте. Охотник Дима, который ехал с нами потом сказал: "хороша машина, так бы ехал и ехал хоть до Северного полюса". Имеет, кстати, в личном пользовании ГАЗ-71, ГАЗ-47, Урал и кучу снегоходов.

25.07.04

День начался и закончился на речке, где мы выковыривали из-под надгусенечной полки куски болота, маленькие и большие палки, в общем, занимались генеральной уборкой.
Вчера заметил, что машину тянет вправо. Думаю, что это из-за намотавшейся на балансиры и спрессовавшейся тины, потом проверим.
Обивка потолка вся намокла. Или забыли закрыть люк, или где-то дырка. Буду следить.
Протянули трансмиссию - все крепко, ослабли только болты крепления мультипликатора.
Все время забываю написать - после того, как поменяли турбокомпрессор, утром стал плохо заводиться двигатель. Пока терпимо, но будет холодно или появится время, нужно заниматься этим вопросом вплотную.

26.07.04

Подтянули ведущие звездочки, проверили масло в катках, долили в два катка по 50г.
Местный авторитет дядя Вова советует опустить балансиры. Они, конечно, просели, все-таки 428у.е., половину из которых ездили с перегрузом в 300кг, но столь незначительно, что я пока подожду, клиренс впереди 355мм, сзади 400мм.
Из Москвы привезли турбину и номера.

27.07.04

Загружались. Завтра опять стокилометровый пробег до Пологого с полуторатоннами груза.

28.07.04

В тундре началась оттайка. Одну треть пути ползли на брюхе. Гораздо чаще стал переходить на первую передачу.
Доехали без проблем . Время в пути 10 часов 30 минут. На одометре 509у.е. В систему охлаждения двигателя долил 1,5л тосола.

29.07.04

В лагере большие сборы. Завтра шестнадцать человек с одним вездеходом должны уехать в выкидной лагерь на ручье Арбат на четырнадцать дней, а я с другой командой на пять дней куда-то в другую сторону.
Живем с Владимиром Ивановичем - мудрым, тактичным, чутким, чудесным человеком и опытным, видавшим десятки экспедиций, геологом - в охотничьем домике; у нас самое тёплое и комфортабельное жильё, остальные живут в палатках. А меня уже начинают раздражать эти прелести походной жизни. Красота Якутии уже какая-то уже некрасивая, от романтики остались одни воспоминания. Понял, что в моем возрасте менять что-то в жизни очень тяжело.
Трое ребят не выдержали, уехали домой. Нас осталось 23 человека.
ГТТ ездил на охоту. Мясо привезли, но свалились в ручей. В результате порвали гусеницу, развалилось пополам ведущее колесо, раздавили два опорных и один подвесной катки. Вывернуло механизм натяжения, как на наших 69-х.
Жарим печенку. Первый кусок мяса с 9-ого июля.

30.07.04

Проснулись и обалдели: середина лета, а у нас снега по колено. Температура -40. Говорят, что ото льда вскрылся океан. До него от нас меньше 100км. Работа встала. В такую погоду в горы не ходят. Опять дрова.
Левый тормоз берет только в самом конце хода рычага управления. Полезли регулировать. Сняли тяги. Свободный ход рычагов отводки составил 16мм слева и 14мм справа. Если я правильно помню, он должен быть в два раза меньше. Пугает не то, что нужно снимать главную передачу, а то, что нет регулировочных шайб. Ну что же, будем ездить на русском авосе. После регулировок тормозных лент и тяг синхронность работы сторон была восстановлена. Фрикционы и тормоза на первый взгляд тоже работать друг другу не мешают. Поднялся на довольно крутую гору. Пробуксовки нет, ну и хорошо. Будем испытывать дальше. В главную передачу долил 500г масла.
При развороте внутренней стороной гусеницы в районе подвесного катка выкорчевал огромный пень. Но беда кажется миновала - ленивец в колее. Выдрало небольшой кусок бандажа.
Скрип при затяжке тормоза после регулировок не пропал, а стал такой нудный, долгий, прямой и душераздирающий, совсем как моя тоска по Родине.

31.07.04

К машине даже не подходил. Целый день занимался бытовыми проблемами.
Снег с гор начал понемногу сходить. Вода в реках поднялась, идет не переставая мелкий дождь с мокрым снегом.
Появились "лампочки Михалыча". Генератор включают вечером на несколько часов до отбоя.

01.08.04

Процедура выкорчевывания болота намотавшегося на балансиры начинает утомлять. Неудобно, холодно, тяжело и довольно часто. Мойка машины после этого просто детская забава.
За 10км сжег 40л диз.топлива, если опять не врет указатель. Хотя при таком режиме работы и дорожных условиях я, наверное, все-таки удивляться не буду.
Двигатель немного подтраивает, наверное, скоро надо будет заниматься топливной системой.

02.08.04

Закрыл шторку на радиаторе. Температура воздуха +80С. Ездим в горах по ягелю. Довольно тяжело. Думал, двигатель будет греться, ничего подобного, температура в пределах нормы.
На подъем ехать одно удовольствие, машина чутко отзывается и на крутые, и на плавные повороты. Но как только дело шло под гору, картина координально меняется, управление становится очень тяжелым. В критических ситуациях очень легко уехать не туда куда хотел. С помощью фрикционов повороты можно выполнять только на крутых склонах и очень плавно. Если нужно сделать крутой поворот, приходится применять тормоза, а для этого нужно увеличивать обороты двигателя, не выключая сцепления. Естественно, машина набирает скорость. В такие моменты помощь какого-нибудь усилителя была бы очень кстати. И вообще, тормозная система, применяемая на ТТМ-3902 при работе в такой местности, мягко говоря, не эффективна. Фиксатор тормозов перестал удерживать машину на более-менее крутых склонах почти сразу. Регулировка не дает практически никаких результатов. При работающем двигателе машину приходится держать вручную. Необходим другой, более надежный стояночный тормоз, лучше автономный, если нельзя отказаться от этой тормозной системы, в пользу другой более эффективной. На пересеченной местности это очень серьезный вопрос. Может статься, что я преждевременно поднимаю панику и этот вывод результат моей неопытности в вождении подобной техники, но если к концу командировки я не изменю своего мнения, то на тормозную систему ТТМ-3902 нужно бросать лучшие силы КБ. Дай Бог им всем здоровья, ума и выдержки. А я пару раз чуть не обделался.

03.08.04

Звонил домой. Ни один из трех телефонов не отвечает.
Увез своего доброго друга Иваныча в выкидной лагерь на 14 дней. Под его командой уехало еще 15 человек. Остался в домике один. Правда ко мне заходит поболтать за чашкой чая наш завхоз Ильич, тоже очень отзывчивый и прошедший много полей геолог. Один я буду недолго. Завтра мы тоже должны уехать в выкидушку. В лагере останется два человека. Будут охранять лагерь от медведей, они так и шастают вокруг, постоянно находим их следы.
Проехал сегодня 28у.е. Устал, как собака. Все полез в свой мешок спать.

0408.04

Выехали в выкидной лагерь это 17км от лагеря на ручье Пологий.
Удивительно до чего терпеливые гусеницы (РМШ) после последней натяжки проблем с ними пока нет тьфу тьфу тьфу. Опасность возникает только при движении задним ходом, особенно на поворотах, поэтому поворачиваю только при движении вперед, небольшие камни проскакивают, а камни от 100мм (условно) могут наделать проблем.
Нашел откуда бежал тосол, просто ослаб или был плохо затянут хомут на шланге.
Пробег 562у.е. 95м/ч. Масло в норме, давление в системе смазки двигателя 2кг/см2 при рабочей температуре и ~1500об/мин (тахометр показывает то, что ему заблагорассудится).
Звонили Наташка с Юлькой, как гром среди девственной Якутии у начальника партии чуть телефон из рук не выпал, когда нежный женский голосок в трубке вкрадчиво так попросил: " Вы не могли бы пригласить к телефону Сергея Смирнова?" он с перепугу нажал не на ту кнопку и связь оборвалась. Второй звонок принимали во всеоружие кнопки нажимал я сам. Слава Богу дома все хорошо Юлька поступила в институт, Наташка сломала руку. Я их тоже люблю и с нетерпением жду встречи.

05.08.04

У геологов началась работа видно, что людям хорошо, что люди попали в свою стихию. Бесконечные споры о колычане, ордовике, мезозое, бизоне и других всяких непонятных для меня определений. Ходят, песни поют, шутят, в глазах можно прочитать желание вывернуть эти горы на изнанку и пересчитать, переписать, перенюхать, переколотить все камни из которых состоит красивейший и 12 лет нехоженный хребет Чержского. А в месте, где мы стоим сейчас, люди были последний раз в 1964 году.
Мне тоже хочется, только не петь, а выть от боли в правой руке. Очень неудобно включать дальние от водителя передачи. Человеку с длинными руками, наверное, будет сподручнее. А вот мой помощник Толик включает вторую основную передачу двумя руками, да еще привстает с сидения. Но молчит, не пищит, уж больно хочется ему поехать сюда на следующий год в качестве водителя вездехода.
Нашел способ с помощью которого можно более-менее точно определить обороты двигателя. Нужно включить какой-нибудь мощный потребитель: печку на максимальные обороты, фары и т.д. Тогда стрелка тахометра успокаивается и хоть что-то из ее показаний можно понять.
Нашли большие оленьи рога. Прикрепил их на кенгурятник вопреки всем приметам. Чему быть тому не миновать, думал я, со слезами на глазах привязывая это белое от времени, вылизанное дождями и ветрами холодное оленье оружие и неутешное мужицкое горе.
Но есть еще одна причина. В Депутатском наш вездеход прозвали "Апельсиновое горе". Надо чем-то выделиться, чтобы это обидное прозвище позабылось. Про эксплуатационные качества, чтобы не сглазить, я пока говорить не буду, все выводы по окончании экспедиции, поэтому будем давить на оригинальность.

06.08.04

Еще одно холодное утро в Якутии. Я сплю в вездеходе не только потому, что хочу испытать его во всех качествах, просто по утрам здесь теплее, чем в палатке. Матрац, спальный мешок, полутораспальные крышки моторного отсека меня вполне устраивают. Если бы задний диван сделать раскладным, мог бы спать еще один человек. А если поставить автономный отопитель, то палатку и печку с собой можно вообще не брать.
Единственное неудобство для задних пассажиров - это передние сиденья. Мало того, что из них ото всюду торчат железки и острые углы, люди ободрали себе все руки, хватаясь за спинки, потому что держаться больше не за что. Но геологи терпеливо зализывают раны и на судьбу не ропщут. После лошадей, ГАЗ-47, ГАЗ-71, на которых им до этого приходилось передвигаться, нашу машину они называют "Мерседесом" последней модели.
Кстати, скобы, виновники содранной кожи рук, скоро отлетят все и обивка передних сидений свалится с каркаса.
И еще за одну вещь мне пришлось краснеть. Правое боковое стекло все изуродовано небольшими черными полосками - результат проводимых на этой машине или рядом сварочных работ.
Если вы помните, я писал об оранжевой пленке, покрывшей лобовые стекла, которую мне пришлось оттирать чистейшим медицинским спиртом. Скорее всего это пыль осела от покраски или подкраски другой машины, стоящей не в покрасочной камере, а в цеху, что у нас часто практикуется во время обеда. Значит стекла других машин тоже в этой оранжевой пыли.
Дожди идут каждый день, а потолок сухой. Вода проходила через неплотно прижатый штатный камазовский люк. А не прижимался он плотно потому, что одна из четырех пружин вылетела из своего гнезда, что, кстати происходит довольно часто. Я закрываю и открываю его очень осторожно, а Толяну запретил к нему прикасаться вообще.

07.08.04

Ходил сегодня на куропаток. Не охота, а прогулка по национальному парку, вернее зоопарку. Сначала прицелился серьезно. В последний момент передумал, до птичек было метров пятнадцать. Пуля попала в лиственницу совсем рядом, а они гордо так, спокойно отошли на пять метров в сторону и продолжают заниматься своими делами. До меня им не было абсолютно никакого дела. Погонял я их минут двадцать и вернулся к палаткам, благо от них я отошел не больше, чем на сто метров. Дальше одному идти опасно. Где-то рядом ходит медведь, а у меня с собой мелкашка. Преимущество явно на стороне мишки, хотя он людей старается обходить, но ну его к лешему, адреналина мне хватает и с вездеходом.

08.08.04

Вернулись в лагерь. За шесть часов до нашего прибытия Ильич начал топить баню. Смею вас заверить - баня получилась на славу. Из парилки есть второй выход прямо в речку, температура воды в которой не поднимается выше +50. Воду здесь, между прочим можно пить из любой лужи, заразы здесь нет. Она вся замерзла, а летом оттаивать не успевает. Так миллионы лет и лежит, ждет своего часа.
Получил сильный удар в передний левый каток, последствий пока никаких не вижу.
Десять раз включался ПЖД. Перебираешься с водительского места к правой двери - включаешь продувку, идешь обратно - работу. Включатель находится напротив рычага КПП и его часто случайно задеваешь сапогом или спецовкой. Хочу попробовать поменять его местами с включателем заднего отопителя. Думаю, проблема отпадет.

09.08.04

Ровно месяц мы со 165-ой трудимся на благо, так и хочется сказать России, но нет, деньги вкладывает какой-то иностранец. А значит Россия опять выставила себя на панель. Как же нам жить бедным якутским вездеходчикам, как будем смотреть в глаза детям своим?

10.08.04

628у.е., 109м/ч. Посвятил день масляному осмотру. Везде все в норме. Скорее для спокойствия, чем по необходимости один литр долил в двигатель.
Но два интересных факта все же должен отметить. Первый: при деференте на корму в 50 щуп до масла в картере двигателя не достает. Если не забуду, обязательно посмотрю есть ли у нас в инструкции по эксплуатации такое указание, что при проверке уровня масла в двигателе машина должна стоять строго горизонтально. И второе: когда дело дошло до проверки масла в мультипликаторе, не нашел в инструменте шестигранник на 12. Способы моего соседа по гаражу дяди Гриши по отворачиванию таких пробок результата не дали. После сорокаминутной бестолковой возни решил обратиться к инструкции по эксплуатации ТТМ-3902 (издание, между прочим второе, доработанное) и о,чудо, там все-все вот такие моменты четко и предельно просто буквально в двух словах описаны. При эксплуатации машины в гористой местности включайте, пожалуйста, граждане водители, свою смекалку, вернее там написано "находчивость", но это уж у кого что есть. Делать нечего, решил работать по инструкции. Включил сначала смекалку, потом находчивость. И что же вы думаете, в течении пяти минут проблема была снята. Можно даже при необходимости доливать масло. Кому интересно, попробуйте решить, но предупреждаю, не снимая верхней крышки. Походу дела заменил ремень генератора. Из 269-километрового полезли нитки.

11.08.04

Приехали на очередную выкидушку. По плану времени на нее выделено не менее семи дней, но за это время нам нужно съездить в Депутатский за продуктами. В общем, в ближайший срок я планирую проехать около 250 километров.

12.80.04

На половине пути к Депутатскому (одометр показывает 682у.е.) загорелась контрольная лампа температуры масла в двигателе. Стал судорожно вспоминать с какого времени и куда наши ребята стали ставить такие датчики. Не вспомнил, остановились. Стал разбираться. На рисунке 1.2.2. такой лампы не значится вообще. Полез в мотор, определил, что условное обозначение на контрольной лампе не соответствует действительности. На самом деле это датчик засоренности воздушного фильтра. Как-то не по-взрослому получается. Такая красивая, серьезная машина, и вдруг такие ляпы. Мне, например, было стыдно.

13.08.04

Накупили всяких вкусностей. В лагере будет праздник. Звонил домой, на работу - еще не забыли. Это радует.

14.08.04

В Якутии жара, очень сильная оттайка вечной мерзлоты. Марь превратилась в непроходимую жижу. Два раза по одному и тому же следу ехать нельзя. А ехать рядом с дорогой - это значит надо валить деревья, которые хоть и хилые, но растут довольно плотно. Пожалев очередную лиственницу, свалился в колею и через сто метров ТТМ села на брюхо. Деревья тонкие, веса машины не выдерживают, ломаются. Третье бревно было самым толстым в лесу, два с половиной метра в длину тащили вдвоем. Короче говоря, через два часа до нитки промокшие, грязные, с опухшими от укусов комаров и мошек руками и спинами поехали дальше.

15.08.04

Работа идет своим ходом. Больше четырех дней, на одном месте не стоим, забираемся все дальше и дальше. И места чем необитаемее, тем красивее, а названия какие : Саканжа, Молох, Галахар-Каян, Тобот, Уянга, Чинжау, причем в большинстве своем они не якутские, потому что Якутия изначально была родиной эвенов, пуфоларов, коряков и юкагиров (их, кстати, осталось всего 40 человек). А якуты как татаро-монгольское иго пришли откуда-то с юга и теперь считают Саху своей. Такая вот историческая дискриминация.

19.08.04

Опять был на волосок от капитального ремонта двигателя - слетел масляный шланг. Услышал нехарактерный сиплый свист со стороны моторного отсека. Шланг не совсем слетел, задержался на самом кончике штуцера.
Потери:
  • 5л масла

  • 2кг веса (моего)

  • Удовольствие:
  • 12 км пешком

  • Приобретения:
  • 7 седых волос

  • крепкий сон

  • 834у.е. Сообщил начальнику партии пренеприятное известие, что гарантия завода-изготовителя на данное изделие истекла. Борис Николаевич даже как-то растерялся и я поспешил его заверить, что предприятие никогда не бросит свое детище на произвол судьбы, и что мы готовы и в дальнейшем плодотворно сотрудничать с ФГУНПП "Аэрогеология" по любым вопросам. Момент был не совсем удачным, ехали по болоту, но 834у.е. есть тысяча километров. Я даже остановил машину по этому поводу, все-таки событие знаменательное. За один месяц и четыре дня искатать гарантийный пробег - такое на моей памяти удавалось только оренбургскому "Нефтегазпрому". Но там ровный, как футбольное поле, снег. Машина ездит как по асфальту, а здесь матушка-природа так над ландшафтом поэкспериментировала, что теперь сама, наверное, не рада, я уже не говорю о нашем бедном вездеходе.

    20.08.04

    Решил провести ТО. 139м/ч, 840у.е. С учетом вынужденной замены масла на 125у.е., наверное, уже пора. Пробку в лодке для слива масла из двигателя откручивали вдвоем с нашим завхозом Владимиром Ильичом полтора часа. Центробежный масляный фильтр инструментом из комплекта не отвернешь. Можно, но для этого нужно снять выпускной коллектор. Хорошо, что 12 лет назад недалеко базировалась ремонтная мастерская, а там просто кландайк всякого брошенного инструмента. Остальные операции провел без приключений. Если бы без приключений, без приключений мы не можем, нам обязательно нужно провести какой-нибудь эксперимент. Как водится, меня, окрыленного успешно проведенным ТО, понесло дальше. Очистить лодку от выброшенного из двигателя масла я решил самым лентяйским способом. Заехал в озеро, открыл кингстон, вылил в лодку ведро адской смеси из "Ферри", стирального порошка, солярки, какого-то чистящего средства, в общем, собрал со всего лагеря то, что может расщепить масло. Через три минуты выехал на берег и вот вам приключение. Машина отказалась куда-либо поворачивать, ну и естественно тормозить. То, что плескалось в лодке оказалось такой скользкой и въедливой субстанцией, что барабаны и тормозные ленты так же как в истории с лобовыми стеклами я отмачивал в чистейшем медицинском спирте. Но нет худа без добра. Я так отрегулировал фрикционы и тормоза, что машиной стало управлять гораздо легче. А может быть я просто привыкаю???

    21.08.04

    Масло, которое залил в двигатель, без роду и племени из какой-то подозрительной бочки отрекомендовано было как самое лучшее в мире супер-дизельное масло. Да и мне кажется, что оно супер, только супер-зимнее, для луноходов, которые работают на темной стороне луны. Жидкое, как керосин. На прогретом двигателе при 2000об./мин давление не поднимается больше 1,8кг/см2. Сказал об этом Аулову, что сказал, что в лужу …. Ну а мне тем более наплевать. Гарантия закончилась 150км назад.

    27.08.04

    Предыдущая запись была сделана 21.08.04 Сегодня 27-ое. Но я доволен этим обстоятельством. Кроме ежедневного осмотра ничего с машиной не делаю.
    Случайно замкнул плюсовую клемму на генераторе с корпусом. В результате выбило предохранитель в верхнем блоке на отопитель салона, но отопитель салона работает все равно. Вывод напрашивается сам собой. Предохранители защищают не те цепи, которые указаны в инструкции по эксплуатации. А с внутренней стороны средней крышки торпедо наклеена расшифровка предохранительных блоков вообще камского автомобильного завода. Опять детская болячка, а вырастает она …, все не хочу продолжать тему.

    30.08.04

    Из главной передачи где-то течет, опять доливал масло. В выхлопной трубе что-то заухало. Буду счастлив, если уханье пропадет после регулировки клапанов.
    Асбест, намотанный на гофру выхлопной трубы, весь изрезался проволокой, его же обмотавшей.
    Завтра у Юльки День Рождения. А телефон третий день молчит. "No service" и все. Ребенок подумает, что я забыл об ее 17-летии. На базе есть второй телефон, но на базе нет нас, мы носимся как молодые горные бараны по предгорьям хребта Чержского недалеко от Северного Ледовитого океана.

    01.09.04

    Опять выпал снег, все горы занесло, работать геологам нельзя, но вместе со снегом появилась и связь, наконец-то дозвонился домой. В Нижнем было 700 утра и 270 тепла.
    Делать нечего, у костра сидеть надоело, пошел регулировать клапана. Все подготовил, снял крышку, достаю щуп из комплекта и треськ, удар ниже пояса, новый привет из Н. Новгорода. Самая тонкая пластина в наборе 0,55мм. В ремкомплекте двигателя щупы только в описании. Впускные трогать не стал, благо зазор по моему прежнему опыту был близок к рекомендуемому, а выпускные пришлось регулировать все. Свободный ход некоторых коромысел доходил до 0,7мм.
    Буханье в выхлопе исчезло. Съездили за дровами, пока ничего подозрительного не слышу. Если больше об этом не вспомню, значит вылечил, если вспомню, значит плохой из меня доктор.

    07.09.04

    Выкидных лагерей по всей видимости больше не будет. Начинается эвакуация основной базы на Пологом. Вывозить будем на вездеходах, а это, как минимум, четыре рейса по двести километров.

    09.09.04

    Мы в Депутатском. Запланированный сегодня выезд на базу сорвался. В якутской общине умерла женщина. На родовое кладбище можно проехать только на вездеходе 15км по тундре в горы. А вездеход в поселке сейчас только один, и, конечно, это апельсин.
    Обычаи этого ритуала у якутов несколько отличаются от русских традиций. Нельзя плакать, место захоронения можно посещать только три года. Вещи, предметы обихода, еду, средства передвижения - все сжигают. А человека одевают в зимнюю одежду. Вернулись только в 1800.

    10.09.04

    На выезде из Депутатского двигатель затроил и заглох. Испугался не сильно. Первая мысль была - сам дурак, не нужно было сразу включать тот бак, в который только что налили солярки. Сильный напор вспенил топливо и система не смогла прокачать накопившийся воздух. На деле оказалось все гораздо серьезнее. Из фильтра тонкой очистки шла грязная вода. Уж не знаю, что послужило причиной произошедшего : моя невнимательность или разгильдяйство, а может и диверсия людей, которые заправляли нам машину. Но последствия могли оказаться очень плачевными. От выхода из строя топливной системы до замерзших в тундре двух несчастных геологов. Пропорции грязной воды и солярки в левом переднем баке составила 50 на 50. Если бы я включил другой бак, то о воде узнал бы только через 60км и нам бы просто не хватило топлива доехать до базы на Пологом. Снял и промыл от грязи и воды бак, выкинул разорвавшийся элемент фильтра тонкой очистки топлива, накачал в работающий бак воздух (пригодилась пробка с золотником, сделанная еще на заводе), открыл кран пострадавшего бака, из трубок выгнало еще граммов 300 воды. Все поставил на место, теперь хожу и пахну, как нефтеперегонный завод после несанкционированного выброса 130 т свеженькой арктической солярки. Зато живой.

    11.09.04

    Медленно, но уверенно лишаемся связи с внешним миром. Накрылось медным тазом зарядное устройство для спутниковых телефонов, установленное в ТТМ. Тому же медному тазу приглянулся и дизельный генератор, снабжающий наш лагерь электроэнергией. Таз пришел в гости к генератору дней 10 назад, да так у него и остался. Больше всех повезло нам с Иванычем. По вечерам у нас в домике горит лампочка, подключенная к АКБ нашего милого доброго "Апельсина". Меньше повезло тем, у кого есть фонарики с полудохлыми батарейками и уж совсем неуютно чувствуют себя те, у кого в палатках свет пробивается только через вентиляционное отверстие печек. А ночи здесь очень темные.
    Владимир Иванович сильно переживает. Сегодня у Лидии Ивановны, его супруги, День Рождения. Мне повезло больше, поздно, но я дозвонился, а у Иваныча пробить эфир шансов нет. Да и гордостью обличен он немалой.

    19.09.04

    На одометре 1350у.е. Давление в системе смазки двигателя при рабочей температуре и двух тысячах оборотах в минуту 1,2кг/см2. Это, когда двигатель работает с максимальной загрузкой. Когда же нагрузки нет и масло остывает, давление в системе поднимается до 1,8кг/см2. Второй масляный радиатор был поставил очень даже кстати.
    Заменил масло. Хотелось хоть как-то облегчить страдания железного сердца. Перед мною два ведра: одно с маслом, отработавшим 50м/час, второе из бочки,на которой кисточкой масляной краской написано "SAE-10" . Отличаются только цветом. Поплакал, налил "SAE-10". Как и ожидал, ничего не изменилось. Холодное свежее масло насос давит почти 3,5кг/см2 , горячее 1,5кг/см2.
    С наступлением холодов мне, старому якутскому вездеходчику, очень сильно хотелось бы увидеть на решетках забора и отвода воздуха в моторном отсеке жалюзи или шторки. При температуре окружающей среды от +50 и ниже все накопленное тепло двигатель после остановки теряет в течении 15 минут. Сквозняк, однако.
    Если уж коснулся этой части машины, по ходу дела могу доложить о результатах эксперимента с установкой на решетку окна забора воздуха в моторный отсек капроновой мелкоячеичной сетки. Сетка была закреплена с наружной стороны решетки и ее, конечно, в некоторых местах порвало. Горы убитых комаров, как мне предрекали перед началом эксперимента местные профи, в моторном отсеке я не обнаружил. Наверное, тяга, создаваемая вентилятором, для якутских комаров-атлетов не может являться опасной для их жизни.
    Но другая опасность обильно осыпала ПЖД, лежала кучками и щедрыми золотыми россыпями разметалась по дну лодки. Осыпающиеся иголки якутской лиственницы, нежные, маленькие, а в сушеном виде да еще в моторном отсеке- это дремлющий пионерский костер стоимостью два миллиона рублей плюс костерок по цене груза в кузове. Люди, надеюсь, выпрыгнуть успеют.

    25.09.04

    Снег выпал уже серьезно. Дорогу, которую набили летом, занесло. Ездим по системе спутниковой навигации "GPS". Начинается настоящий экстрим. Видимость в долинах 50м, на перевалах 10м. То снег, то туман. Температура воздуха -50. Покрытие дороги все время меняется : снег, вода, болото. Но налипания на беговую дорожку гусеницы нет. Не знаю, успеем ли захватить морозы покрепче.
    На одном их перевалов двигатель неожиданно потерял около 30% мощности. Все параметры в норме, турбокомпрессор работает, накат есть - это то, что проверил автоматически в первую минуту. Но и до истинной причины произошедшего добирался недолго. Оказалось, засорился клапан в крышке топливного бака. Надо сказать, что все крышки всех баков постоянно находятся под толстым- толстым слоем грязи или грязного снега и мне удивительно почему вакуум в баке образовался только сейчас. Хотя о чем это я, все очень просто. С жидкой или сухой грязью насос справляется, в вот когда крышки обледенели, доступ воздуха в баки закупорило льдом наглухо.
    1455 у.е. Приказал долго жить ремень привода вентилятора. Кстати, ремень привода генератора, который поставили на 628 у.е., выглядит как новенький.

    29.09.04

    Последний рейс, к сожалению, был омрачен небольшой поломкой. За восемь километров до финальной точки намотавшиеся на натяжной ролик остатки промежуточного ремня сломали его кронштейн. Убиваться над останками не стал, сложил их в ящик для дальнейшей реанимации, а ремень натянул вообще без него. На 8км хватило.

    03.10.04

    Мне даже немного жаль расставаться с этим диким краем, с прекрасными людьми, которых я здесь встретил и, конечно, с нашим работягой "Апельсином".
    Пусть людям, которые пророчили нам с ним быстрый конец, тоже когда- нибудь посчастливится поработать на такой машине!
      

     Пользовательские комментарии 
    Алексей Сургут
    Добавлено: Вс 02 Ноя, 2008 19:17    Заголовок сообщения

    Героические люди-геологи,жаль только все для иносранцев делается.
    Часовой пояс: GMT + 3
     
    Посмотреть комментарии [1 - Опубликовать комментарий]

     Перейти:   

    Powered by Knowledge Base, wGEric ©2002 PHPBB.com MOD
    This script (Knowledge Base - MX Addon v. 1.03e) is modified by Haplo



    Rambler's Top100 Самодельные вездеходы, снегоболотоходы, болотоходы на шинах низкого давления
    Часовой пояс: GMT + 3

    Board Security

    28366 Attacks blocked
    Powered by phpBB2 Plus